В 1924 году после употребления рыбы, выловленной в соседствующем с Кенигсбергом заливе, многих людей поразила неизвестная и непонятная болезнь. Возможно, такое случалось и раньше, но именно в этом году на странное заболевание обратили более пристальное внимание, назвали его незатейливо по месту выявления - гаффским, от имени залива Фришес-Гаффский.
С тех пор гаффскую болезнь продолжают именовать недугом с «неясной этиологией». Её вспышки за почти век наблюдений происходили в самых разных местах мира от Бразилии до Бурятии, как и по каким точно причинам – непонятно, но всякий раз и везде связано это было с употреблением рыбы. Всякой рыбы в водоемах Тюменской области немало, люди охотно ее
ловят и употребляют в пищу. Так сложились обстоятельства, что в 2019 году гаффская болезнь решила-таки навестить и нашу территорию. Вспышка имела выраженную локацию – Андреевское и Ишменевское озёра Тобольского района. Пострадало более 50 человек, один, к сожалению, скончался.
Ответов на вопросы – как защитить людей от гаффской болезни, и каковы ее причины - как не было, так и нет. Но сидеть, сложа руки, в Тюмени не собирались.Найти ответы Департамент агропромышленного комплекса попросил учёных Государственного аграрного университета Северного Зауралья. Вместе с Тюменским филиалом ВНИРО (Госрыбцентр) и Тюменским государственным медицинским университетом, взялись за работу.
По первому заключенному госконтракту предстояло провести комплексное исследование озёр Андреевское и Ишменевское
Тобольского района, выявить возможные причины возникновения «гаффской» болезни и разработать рекомендаций по её диагностике и профилактике. Изучался гидрологический режим, химический состав воды, видовое разнообразие флоры и
фауны озер, кормовая база, характер донных отложений и растительность вокруг, радиационный фон. Исследовалась степень токсического воздействия воды, донных отложений и фитопланктона на озерную живность. Под микроскопом – все отлавливаемые для лабораторий караси снаружи и внутри. Тут и началось.
При микроскопических исследованиях выявлены самые разные патологические образования в почках, мышечной ткани, воздушных пузырях рыб. Ученые предположили, что патологические образования могли возникнуть из-за воздействия токсических веществ невыявленной природы. Причем внешне караси ну как бы и вполне нормальные, а внутри -
жировая дистрофия, некроз… Лучше не перечислять. Когда такими рыбьими внутренностями покормили лабораторных мышей, то у них наступала сначала «взъерошенность и пугливость», потом – «паралич тазовых конечностей». В итоге все мышки погибали – гиперемия печени, поражение желудка и отек головного мозга.
Тюменские ученые провели сотни исследований, чтобы понять – от чего сами караси заболевают? Сравнивали результаты исследований с теми, что получают коллеги из Бразилии. По оценке Департамента АПК Тюменской области, учеными аграрного университета в содружестве с ихтиологами и медиками, проделан объем работы, сопоставимый со сделанным за
прошедшие сто лет.
«Действительно, - говорит проректор по научной работе Государственного аграрного университета Северного Зауралья Лариса Глазунова, - материалов исследований накопилось на солидную монографию. И мы готовим ее публикацию, в том числе и на английском языке, но, как это и бывает в больших научных проектах, количество вопросов у нас по поводу гаффской болезни не уменьшилось».
На основе гидрохимических, гидробиологических, токсикологических, патоморфологических, биохимических и других, предусмотренных государственным контрактом исследованиях, учёные выяснили природу токсина. Но для подтверждения и верификации его молекулярной основы требуется использование более сложных и затратных механизмов.
«Зафиксировано, что у рыб под действием токсического вещества происходят серьезные структурные изменения в тканях. Но как это происходит, каким путем токсин попадает в организм рыб, в силу каких внешних воздействий она начинает болеть и становиться смертельно опасной для человека, какая водная растительность может быть причастна к возникновению гаффской болезни? Ответить на эти и многие другие вопросы, а тем более раскрыть патогенез токсикоза, разработать экспресс-тест или другой диагностический приема для выявления заболевания за тот короткий срок, что указан в госконтракте, оказалось невозможно», - констатирует Лариса Александровна.
Исследования, которые сейчас проводятся в Тюменской области уникальны, еще ни одна научная группа не получала подобных результатов.
«Продолжение исследований позволит поставить точку в неизвестных фактах этиологии, патогенеза, диагностики, терапии и профилактики гаффской болезни. И я уверена, что областной департамент агропромышленного комплекса поддержит наше стремление такую точку поставить», - отметила Лариса Глазунова.
Управление по информационной политике