Молодежная наука не может подвергаться шаблонным методам её организации и оценки уровня научных разработок. У молодых ученых, в отличие от «корифеев науки», нет накопленного опыта, знания, связей, а также таких идентификаторов труда, как количество статей, монографий или патентов.
«Именно поэтому и по ряду других обстоятельств к молодежной науке необходим особый подход, основанный, прежде всего, на формировании у молодежи перспективного виденья своего места в науке, на развитии способностей оперировать большими данными в разных отраслях знания», - об этом на заседании Ученого совета ГАУ Северного Зауралья заявила проректор по научной работе Лариса Глазунова.
Ученый совет аграрного университета нацелен сегодня на достижение прорывных показателей в сфере молодежной науки, создание стройной системы вовлечения молодых людей в научно-исследовательскую деятельность, начиная со школы, «создавая» научно-ориентированных абитуриентов через участие в проведении научных экспериментов, в научных мероприятиях, олимпиадах и т.д.
По словам проректора, в университетской среде главным и основным проводником в мир науки становится преподаватель, его увлеченность и любовь к науке, опыт и пример публичного самовыражения. Пример в этом подают сотрудники кафедр анатомии и физиологии, землеустройства и кадастров, общей биологии, философии и социально-гуманитарных наук, биотехнологии и селекции в растениеводстве, математики и информатики. Они ведут своих учеников от участия в их первой научной студенческой конференции до защиты выпускной работы, поступления и учебы в аспирантуре.
По большому счету, именно научные руководители выпускных работ могут выявить среди выпускников способных и талантливых ребят и помочь им перейти на новый уровень. Поэтому ученый совет заинтересован в том, чтобы аспект более глубокого взаимодействия между наставником в науке и способным к науке студентом становился приоритетным, менее и менее формальным.
Для реализации научных устремлений молодых в аграрном университете поощряют их участие в конкурсах, конференциях, форумах всех уровней, в проектной деятельности и научных экспериментах.
Перспективы развития молодежной науки в университете, по мнению Ларисы Глазуновой, следует определять по трем основным направлениям: поиск и привлечение талантливых школьников, развитие студенческого научного объединения и сообщества в рамках совета молодых ученых.
«Мы будем уделять пристальное внимание учащимся десятых классов, - отметила Лариса Александровна, - организуя для них конкурсы научных проектов внутри школ. В апреле пройдет научно-практическая конференция старшеклассников «Тюменское село: вчера, сегодня, завтра». Победителям конкурса и лучшим участникам конференции из всех школ-партнёров АПК дадим возможность принять участие в проекте «Аграхакатон» в Ребячьей республике».
Внутри университета движение навстречу молодым ученым будет, в частности, выражено требованием к каждому научному проекту по включению в состав творческого коллектива студентов и аспирантов.
Вторым этапом в развитие молодежной науки станет программа селективной поддержки молодых ученых, которые уже выбрали университет и науку. Программа предусматривает создание базы данных для своевременного выдвижения на конкурсы, содействие в подготовке публикаций, организацию и проведение встреч с предпринимателями-инвесторами. Важная часть программы – материальное стимулирование молодых ученых в виде грантов на научные исследования и стажировки, именных стипендий и проектной деятельности.
Для развития проектной деятельности в университете запланировано создание молодежного аграрного бизнес-инкубатора и школы инновационного междисциплинарного проектирования. А также увеличение квоты для повышенной стипендии студентам, которые активно и результативно занимаются наукой.
Выпускник с навыками научной деятельности будет в первую очередь интересен университету как будущий ученый и преподаватель. Производственники же не меньше заинтересованы в привлечении кадров, способных аналитически мыслить, вести проектную работу.
Управление по информационной политике