![]()
Аржиловский Александр Дмитриевич родился 4 июня 1925 года в д. Онохино Тюменской области. В 1943 году по окончании средней школы был призван в ряды Советской Армии. Участник боевых действий на 2-м Украинском фронте.
Ранен, проходил лечение в госпитале с. Быково Пензенской области. После лечения окончил Первое Ленинградское артиллерийское училище. В 1945 году был направлен служить в Германию. Уволен из армии в 1947 году.
В мирное время работал инженером в Ленинграде. С 1959 года был преподавателем Тюменского сельскохозяйственного института, заведующим кафедрой Физики. Доцент, кандидат наук.
Награжден: орденами «Красной звезды» в 1945 году, «Отечественной войны I степени» - в 1985 году; медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)» - в 1946 году.
![]()
Умер в 1989 году.
Участвовал в разгроме Корсунь-Шевченковской группировки немецко-фашистских войск. Это событие по праву считают вторым Сталинградом, который испытали фашисты на Днепре. Приведем воспоминания Александра Дмитриевича о том сражении:
«Наша дивизия вела бои на внешней стороне кольца против немецких войск, которые стремились прорваться к окруженной группировке. Зима на Украине в ту пору стояла очень теплая. Ранняя оттепель сделала совершенно непроходимыми грунтовые дороги и поля. В грязи застревали даже танки.
Крайне затруднен был маневр. Колонны немецких танков атаковали наше расположение. Врагу удалось потеснить наши войска. До окруженной группировки оставалось пройти около десяти километров. Советские солдаты, в основном молодёжь, на этих последних километрах стояли на смерть. В батальонах оставалось по нескольку десятков человек, но враг не мог больше продвинуться ни на шаг.
![]()
Окруженные фашисты отвергли предложение о сдаче в плен и помогая своим войскам, атаковали нас внутри кольца. В ночь на 17 февраля 1944 года они построились в колонны и, имея впереди танки, двинулись на прорыв. Наше командование, благодаря чётко поставленной разведке, знало о действиях фашистов.
Когда колонна немцев выдвинулась на заранее намеченные рубежи, по ним ударила артиллерия, а следом за ней фашистов атаковали танки. Я не свидетель этих событий, т.к. наша часть была на внешней стороне кольца, но в госпитале, где вскоре очутился после ранения, солдаты-очевидцы рассказывали, что после такой огневой обработки немецких колонн можно было целые километры идти по трупам немцев, не ступая на землю.
![]()
Ни один фашист не ушёл из кольца. После разгрома Корсунь-Шевченковской группировки наши войска получили оперативный простор для выхода на свои государственные границы».
По информации историко-краеведческого музея ГАУ Северного Зауралья