RU | EN 

Приемная ректора
+7 (3452) 46-16-43
acadagro@mail.ru
Приемная комиссия
+7 (3452) 29-02-29

О проекте

Реализация проекта «Агроцивилизация» в Тюменской области

Несмотря на то, что город в наши дни значим, жизнь в российском селе продолжается. Селяне занимаются производством сельскохозяйственной продукции – кормят себя и горожан. Современная задача  вывести сельскохозяйственное производство на новый уровень развития, обогатить его высоконаучными технологиями для создания конкурентноспособной инновационной продукции. Для этого необходимо развивать как само сельскохозяйственное производство и сельское поселение, так и  формировать необходимые ценностные ориентиры у детей и  молодежи, доводя до современного молодого поколения, что в социогуманитарном знании село, деревня – это «идеальный тип» общества будущего – агроцивилизации, ориентированной на восстановление и сохранение окружающей среды, единство общества с природой, экологически комфортного, децентрализованного, ресурсосберегающего производства. Информационно - коммуникационные технологии являются одними из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Они позволяют сочетать преимущества урбанистической застройки с элементами сельской природы и максимумом комфорта для всех видов общественной жизнедеятельности .   Эти возможности, в нашем регионе, открываются благодаря деятельности филиала Президентской библиотеки в г.Тюмени, направленной на формирование гражданственности и патриотизма.

Вместе с тем, становление личности ребенка, подростка и молодого человека на современном этапе протекает в экстремальных условиях, детерминированных кардинальными изменениями политической, экономической, социальной, социокультурной подсистем России. Такие проблемы как нестабильность и агрессивные тенденции в обществе,  невостребованность или не перспективность большинства аграрных специальностей, возможность потери работы, неудовлетворенность заработной платой и местом проживания увеличивают у молодого поколения неуверенность в завтрашнем дне и не желание работать в сельской местности, в агропродовольственном секторе производства. Теряется интерес к  аграрным знаниям и  сельскохозяйственному труду, появляется склонность к уродливым формам инициативы и предпринимательства, продолжается бегство сельской молодежи в города. Данные показатели в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций подростков и молодежи - весьма тревожный показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья общества. Вместе с тем, детский и молодежный возраст - период важнейших событий в жизни человека, период социальных и профессиональных ориентиров, формирования мировоззрения, в основе которого ценностно-мотивационная и нормативная структура, начало трудовой деятельности, создание семьи.

Данные обстоятельства привели ученых аграрного универститета к созданию проекта «Агроцивилизация», основными задачами которого являются:

  1. Просветительская работа, направленная на приобретение знаний школьниками о будущем села, о возможностях развития сельского поселения, аграрного производства и создания собственного бизнеса;
  2. Информирование школьников, проживающих в сельской местности,  о возможностях президентской библиотеки, а также их обучение пользоваться фондами библиотеки в режиме отдаленного доступа;
  3. Ранняя профориентационная работа.

Наилучшей формой для реализации проекта «Агроцивилизация» в условиях аграрного вуза явилось студенческое  социальное волонтерство, осуществляемое добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение; дающее возможность для студента проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Набор волонтеров был сделан в феврале 2015 года. Сразу же вызвались поучаствовать в проекте 89  человек – студенты разных направлений подготовки, разных курсов обучения. Цели и задачи проекта «Агроцивилизация» многим оказались близки, так как основная часть волонтеров – это жители сельской местности, желающие сделать все для того чтобы их малая Родина стала лучше и перспективнее, понимающие свою социальную ответственность перед будущими поколениями россиян. В течение февраля – марта 2015 года было проведено обучение по трем направлениям:

Во-первых, обучение работе с сайтом президентской библиотеки и комплектом презентаций о библиотеке для двух школьных возрастных групп нашими партнерами – сотрудниками филиала Президенской библиотеки им. Б.Н.Ельцина в г.Тюмени (директор О.Л.Шор);

Во-вторых,  чтение лекций  по теории развития общества, о  развитии аграрного общества в условиях новой индустриализации, агропродовольственной политике России на современном этапе развития; основам профориентации;

В-третьих, чтение лекций по основам психологии учащихся средней школы, а также обучающие тренинги педагогическим технологиям разработки и проведения уроков по трем возрастным группам;

Параллельно велась работа по созданию видеоматериалов по профориентации для младших, средних и старших школьников.

В результате обучения и приобретения необходимых педагогических навыков  были отобраны 18 человек, которые проявили себя наиболее профессионально. Волонтеры были разделены на три группы по основным ступеням школьного образования, внутри этих групп сформированы подгруппы по направленности – уроков:

Первая подгруппа  тьюторы-волонтеры по президентской библиотеке с уроком-практикумом «Учусь работать в президентской библиотеке»;

Вторая подгруппа тьютор-волонтеры   осуществляющие уроки-семинары «Жизнь села и аграрные профессии»; «Коттеджная цивилизация: за и против».

Пилотный проект реализации проекта состоялся в марте 2015 года на базе школ Нижнее-Тавдинского района. Охват детей был 100%, т.е. волонтеры-тьюторы одновременно проводили уроки во всех классах школы  с первого по одиннадцатый класс.

         В апреле и декабре 2015 года волонтеры-тьюторы отработали в школах Тюменского района. Всего проектом было охвачено более 5 тысяч школьников. Кто-то из них заинтересовался новыми информационными технологиями президентской библиотеки. Кто-то серьезно задумался о своем месте в обществе и поменял свои профессиональные пристрастия, либо, узнав о «старых-новых» аграрных профессиях всерьез задумался о них. Многие школьники с удивлением для себя открывали населенный пункт под названием «село», сделав потом вывод, что мы и не думали, что живем в таком прекрасном месте. Студенты получили положительные отзывы от руководства школ и педагогов, которые находились на уроках. Но самое главное – это восторженные отзывы школьников и установление личных контактов со студентами-волонтерами.

         В конце февраля 2016 года предполагается запустить второй этап нашего проекта в Нижне-Тавдинском районе. Для этого необходимо привлечь новых волонтеров, готовых справиться с важной миссией проведения этого этапа, который будет осуществлен в форме игры-квест «Люди агроцивилизации - путешествие в будущее» – как закрепление материала полученного год назад с приобретением новых знаний и умений детьми.

         Сегодня говорить о социальном эффекте  проекта «Агроцивилизация» рано, так как проект только начал свою жизнь и рассчитан на длительную перспективу. Но уже можно сделать ряд выводов по поводу приобретения опыта волонтерами и обнаружившихся проблемах.

Итак, говоря о положительном опыте можно констатировать, что волонтерство в вузе в рамках проекта «Агроцивилизация» стало престижным; волонтеры-тьюторы открыли для себя новые горизонты социальной деятельности; данный вид социальной деятельности способствовал укреплению гражданско-патриотических позиций  как у студентов-волонтеров, так и у школьников; волонтеры-старшекурсники получили предложения о трудоустройстве. Хорошо спланированная  работа волонтеров-тьюторов  показала, что  социализация детей, подростков и молодежи может быть успешна, но вместе с тем обнаружились следующие проблемы в организации движения:

  1. Обучение волонтеров – это практически индивидуальная работа с каждым студентом, требующая много сил и времени, поэтому из 89 первоначально имеющихся волонтеров отобраны для проекта были только 18.
  2. Недостаток волонтеров в период реализации проекта по ряду причин: болезнь, учеба, необходимость посещения родителей, живущих в сельской местности и т.п. увеличивал нагрузку на других членов команды.
  3. Ограниченная зона распространения проекта, в связи с односторонним финансированием за счет средств ГАУ Северного Зауралья.

В связи с наметившимися проблемами, в последующем необходимо:

  1. Сформировать постоянно-действующее структурное подразделение в аграрном университете для реализации проекта, привлечения и обучения волонтеров-тьюторов;
  2. Информировать органы государственной власти, бизнес-сообщество, общественность через СМИ о данном  социальном волонтерском движении в рамках проекта «Агроцивилизация»;
  3. Расширить действие проекта на сельские школы юга Тюменской области и, пилотно, в ряд школ г. Тюмени;
  4. Понимая, что село является хранительницей  российской культуры и не ушедших с исторической сцены традиций, необходимо проект распространить в детские дома, выпускники которых, получив аграрные профессии,  приобретут в селе хорошую работу, дом и семью.
  5. Понимая, что финансирование только со стороны аграрного университета не приведет к расширению деятельности предлагаем органам государственной власти Тюменской области оказать эффективную финансовую помощь для развития проекта «Агроцивилизция».

 

Гончаренко О.Н., заведующая кафедрой

Социально-экономических наук ГАУ

Северного Зауралья, к.и.н., доцент