RU | EN

Приемная комиссия
+7 (3452) 29-02-29

Пограничник, сержант Кушнер Александр Тарасович

Александр Тарасович Кушнер родился в 1924 году в д. Слободское Омутинского района Тюменской области. Был призван в Красную Армию в 1942 году, служил сержантом в 29-м отдельном кавалерийском погранотряде. С апреля 1944 года служил в 86 пограничном отряде войск НКВД, который входил в состав действующей армии. Принимал участие в ликвидации бандформирований. Демобилизован в 1949 году.

Александр Тарасович награжден медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «30 лет Советской Армии и Флота», «30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны служил в Управлении МВД по Тюменской области. С 1985 года Работал в Тюменском Сельскохозяйственном институте на должностях сторожа и кладовщика.

Своими воспоминаниями поделился лично Александр Тарасович:

«Служил я в 29 кавалерийском отделении пограничного отряда застава №2 комендатура №1. Шел второй год моей службы.
В декабре 1943 года со стороны соседнего государства поступило сообщение, что на нашем участке заставы нарушители перешли границу и углубились далеко в тыл. Для задержания была создана группа из двух застав (наша и соседняя). В неё входили шесть человек: с нашей начальник заставы и я — рядовой, а с соседней - начальник заставы и три рядовых.
Местность горная, решили передвигаться на лошадях. К месту нарушения границы мы прибыли на второй день. Там же мы задержали трех человек. Начальник заставы оставил рядовых солдат охранять задержанных. А я и офицеры поехали проверять границу.
Несколько километров проехали по ущелью гор и обнаружили, что по вершине горы двигаются ещё шесть человек на лошадях. Офицеры принимают решение перерезать им путь.
Нарушители двигались по пологому склону, а мы поехали по крутой горе. Они всё же определили нас и скрылись из виду. На середине горы мы сняли с себя полушубки, оставили их и налегке двинулись дальше. Моя лошадь устала, и поэтому офицеры первыми поднялись на место, привязали своих лошадей к дереву и начали преследовать нарушителей. Я, достигнув этого же места, тоже привязал лошадь и осмотрелся, чтобы сориентироваться, по какому следу мне двигаться (следов было много). Выбрал наугад и побежал вперед.
Бегу, впереди никого не вижу, только следы лошадиные. Надеялся, что у меня впереди мои офицеры. Пробежал уже много, и вдруг выбегаю на тропу. Где мы первую ночь останавливались, а это недалеко от места, где наши пограничники охраняют задержанных. Продолжаю двигаться дальше. Стало темнеть. В стороне от тропы блеснул костер, я свернул и подошёл к подножью горы, присмотрелся. Люди у костра ходили свободно, значит, мои офицеры здесь не были. Пока стоял и присматривался, гимнастёрка, мокрая от пота, застыла. Что делать? Задерживать — погибну на морозе. Решаю дойти за ночь до своих, где охраняют задержанных и вернуться с подмогой.
Но получилось совсем не так. Вышел я на тропу, решив идти обратно, как услышал впереди топот лошади. Я в сторону отошёл, припустил всадника вперед, а только потом окликнул. Это оказался офицер нашей группы. Он узнал меня по голосу. Я объяснил ему всё. Мы вместе вернулись к подножью горы, оценили обстановку. Трое людей сидели у костра, офицер выпустил автоматную очередь у них над головами, они упали на землю. Оружие у них оказалось в стороне, поэтому сопротивление они не оказали. На допросе они объяснили, что их лошади и трое остались переночевать, а остальные ушли за границу на свою территорию.
Позже уже подъехал мой начальник заставы, привёз мой полушубок и вещевой мешок с продуктами. Так благополучно закончился один из эпизодов моей военной службы на границе».