RU | EN 

Приемная ректора
+7 (3452) 46-16-43
acadagro@mail.ru
Приемная комиссия
+7 (3452) 29-02-29

Фотопроект «Живой победы» продолжается в агровузе

Читать новость на отдельной странице

История с оживлениями старых фотографий продолжается. Очень многим стал интересен проект ребят, организовавших фотопроект «Живая победа».

Так, после уникального мероприятия в главном корпусе ГАУ Северного Зауралья по воссозданию исторического снимка, главным персонажем которого является профессор Борис Збарский, сотрудник института повышения квалификации и переподготовки кадров аграрного университета Марина Ахтариева также решила поучаствовать в фотопроекте и попытаться максимально похоже воссоздать фотографию родственников.

Вот ее история.

---

Узнала о фотопроекте «Живая Победа» совершенно случайно. Заглянула на наш сайт университета, чтобы уточнить некоторую информацию по работе и увидела объявление, что любой желающий может поучаствовать в воссоздании фотографии своего родственника при условии, что фото будет 1940х годов, а родственник будет примерно такого же возраста, что и вы сейчас.

Заинтересовавшись информацией, я сразу заполнила и отправила заявку на участие. Со мной связалась одна из авторов этого проекта Дарья Миролеева и рассказала мне суть «Живой Победы», а также попросила помочь с распространением информации о проекте «Живая Победа».

Я разослала своим друзьям информацию об этом проекте. Многие заинтересовались, но не у всех сохранились фотографии родственников 70-летней давности. Целый арсенал фотографий своей бабушки нашла моя подруга Маша, которая тоже решила участвовать в фотопроекте, но загвоздка была в том, что на фото бабушка Маши сидела с тремя подругами.

Организаторы попросили найти ей трех подруг, которые бы поучаствовали в этом фото, сделанном в 1953 году в Тюменской артели «Бытовик» Тюменского гормногопромсоюза, созданного в 30-х годах для удовлетворения бытовых потребностей горожан. Маша нашла двух подруг и предложила мне быть третей. Я с удовольствием согласилась, а организаторы были не против того, что я окажусь и в образе своей бабушки, и в образе подружки Машиной бабушки.

Я нашла фото своей бабушки, сделанное примерно в 1946 году. Ей на тот момент было около 23 лет. Чтобы подготовить небольшой рассказ о биографии бабушки, с помощью моего папы мы обзвонили много родственников и по крупицам собрали небольшую историю.

В назначенный организаторами день и час я пришла на фотосъемки. Небольшая комната в ДК «Железнодорожник». Первым делом я подошла к девушке Юлии Дедович, которая внимательно выслушала и записала историю о моей бабушке. Ее звали Ахтариева Гайникамал Хантимеровна. Родилась она в декабре 1923 года в селе Киндер Нижнетавдинского района Тюменской (в то время Омской) области. С началом войны мужчин в селе осталось очень мало, женщинам приходилось выполнять физически тяжелую работу и все трудились не покладая рук.

Восемнадцатилетняя Гайникамал работала в колхозе, в том числе и на комбайне во время уборки урожая. В последующем работала в Тюмени домработницей у члена обкома. Бабушка была образованной, интеллигентной и очень аккуратной женщиной, помогала по хозяйству и в воспитании детей.

После войны она вернулась обратно в деревню, так как мать воспитывала одна трех ее младших сестер. Также, в послевоенные годы, бабушка встретила моего дедушку Ахтариева Зинната Хасановича, который в свои 23 года прошел всю войну. В 1941 году, когда ему было 18 лет, он прошел необходимую военную подготовку и с лета 1942 года в ожесточенных боях защищал город Сталинград.

Был автоматчиком, минометчиком и связистом. С боями прошел до Венгрии и закончил войну в Чехословакии. Три раза был ранен, один раз контужен. Летом 1945 года их часть была переброшена на восток и дедушка участвовал в войне с Японией. Демобилизован был лишь в декабре 1945 года.

Был награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие города Будапешта» и другими. Дедушка про войну рассказывать не любил, фильмов про войну не смотрел, в школы на 9 мая не ходил. В послевоенное время дедушка работал токарем, трактористом, начальником тракторной бригады.

Был самоучкой и прекрасно играл на баяне. Женился на бабушке, родились дети, три девочки и два мальчика. В 1980 году бабушка умерла, а я родилась почти на 10 лет позже. Слышала о ней только по рассказам от моего папы. Дедушку я помню. Я им всегда очень гордилась, как и вся наша семья.

Дедушка умер в 1996 году. С недавних пор у нас существует традиция – каждое 9 мая мы встречаемся с родственниками и все вместе посещаем могилу дедушки и бабушки.

Выслушав историю нашей семьи, Юлия предложила мне, пока не освободится гример, пройтись по студии, посмотреть процесс фотосъемки. В этот момент работа в студии кипела над созданием снимка двух девушек.

Они были с прическами 40-х годов, фотографировали их на громадный фотоаппарат 1969 года, чтобы сходство снимков было максимально. Такие фотоаппараты я видела только в кино.

Как рассказал мне фотограф проекта, выдержка этих фотоаппаратов достигала до одного часа, а то и полтора! То есть, фотографируемый человек должен был просидеть, не шевелясь, целый час только ради одного снимка. У девушек выдержка составила 8 секунд. Когда фотографировалась я,  мне надо было просидеть, не двигаясь, не моргая и не дыша всего 4 секунды, но это было очень не просто.

Гример освободилась. По фотографии бабушки мне заплели косы и нанесли легкий макияж. Гример, очень интересная женщина, разговорилась со мной и сказала, что я очень похожа на свою бабушку. Я об этом даже никогда не думала. Глядя на снимки 70-летней давности, мы замечаем сходство с нашими родными, которых ты никогда не видел. Будто нить времен, о которой, может быть, ты никогда и не задумывался, восстанавливается.

Потом мне выдали платье, на которое Дарья иголками приколола воротник, который был создан по фотографии моей бабушки. Меня усадили перед камерой, фотографы подобрали нужный ракурс, подсказали куда смотреть, о чем думать, когда можно моргать, когда нужно застыть.

Сам процесс съемки очень трудоемкий, фотографы делают 2 кадра, ждут проявки, получают негатив, сравнивают полученный образ с фото, обсуждают, гримеры переделывают что-то во мне и весь процесс повторяется заново. И так 3 раза. Всё это время мне надо сидеть и не шевелиться. Яркий свет слепит глаза, тело в одном положении затекает.

Но атмосфера на площадке очень теплая, все организаторы молодые, думающие, усидчивые, интересующиеся, душевные и очень добрые люди. Когда моя фотография была готова,  я была счастлива.

Затем меня переодели и сменили прическу, макияж. Пришла Маша и ее подруги, они уже были готовы к съемке. Мы будто оказались в 1953 году, прически тех лет, блузки с плечиками, яркие помады. Художники проекта нарисовали фон точь-в-точь как на фотографии. Но самое удивительное сходство было Маши и ее бабушки Сычуговой Ираиды Васильевны. С августа 1941 года 18-летняя бабушка Маши работала в заготовительной конторе (так называемая заготконтора) по зерну в качестве счетовода Липчинского сельсовета в деревне Шадринка Тугулымского района Свердловской области.

В 1947 году переехала в город Тюмень и устроилась на швейную фабрику швеёй. Трудилась там до 1964 года. С 1965 года работала на Тюменском электромеханическом заводе на разных должностях и в разных подразделениях. Ираида Васильевна прожила долгую жизнь, она умерла на 90м году жизни. Имеет звание «Ветеран Великой Отечественной Войны», Ветеран труда. В 1991 году была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной Войны».

Информация о подругах с фотографии, к сожалению, не сохранилась.

Работа над воссозданием фотографии, принесенной Машей, предстояла еще сложнее. Нас было четверо в кадре. Нас усадили по местам и абсолютно все авторы проекта, гримеры и фотографы участвовали в создании этого снимка. Когда прически, ракурсы, повороты тела, изгибы рук, выражения лиц были как на фото, и мы сделали заветные снимки, времени было уже очень много, все устали, но работу мы довели до конца. Все были довольны и рады.

Мое участие в проекте «Живая Победа» и съемки продлились более 5 часов, два образа, две фотографии, но масса эмоций. В первую очередь – это чувство благодарности к самому проекту «Живая победа» и к его организаторам и авторам, которые как пчелки трудятся над каждой деталью образа, в результате получая невероятные фотографии, некоторые из которых попадают в журнал Vogue Italia, а самое главное попадают в душу людей.

22 июня в Тюмени состоится фотовыставка проекта «Живая Победа». 6 городов (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа, Магнитогорск, Нижний Тагил, Ирбит и Каменск-Уральский), 6 общегородских фотографий и более 60 фотографий из личных архивов жителей городов.

Можно будет увидеть готовые фотографии, прочитать биографии наших ветеранов, наших бабушек и дедушек, познакомится с историей наших городов, которые сделали всё для Великой Победы. И пока мы это помним, благодаря таким проектам как «Живая Победа», живы те, кто сражался за нашу Родину.

---

Вот такая история одной фотографии (в данном случае двух) получилась, выслушав рассказ всего лишь одного человека. А подобных историй может быть не одна сотня или даже тысяча. И обязательно посмотрим, чем будет полна итоговая фотовыставка, которая пройдет 22 июня в Тюмени.

Напомним, что в 2018 году проект «Живая победа. История войны в лицах» получил президентский грант. С февраля по май художники поедут в Тюмень, Пермь, Челябинск, Уфу, Ирбит, Нижний Тагил, Каменск-Уральский и Магнитогорск. В каждом городе реконструируют по десять фотографий военной эпохи. В финале проекта все фотоснимки попадут на выставку. Для создания фотографий используют технику 40-х годов.

Кстати, фотопроект был создан при поддержке Фонда святой Екатерины и Управления культуры администрации Екатеринбурга. А Финалом проекта станет выставка, на которой будут представлены реконструированные исторические общегородские снимки, фотоистории из семейных архивов и видеоистории военного Свердловска.

Управление по информационной политике ГАУ Северного Зауралья,
по рассказу Марины Ахтариевой

Галерея